Рекомендации для педагогов


Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений
для детей 5-7 лет с ЗПР

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на де­тей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического забо­левания,

Грамотное проведение коррекции интеллектуального раз­вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом оп­ределяет успешность обучения ребенка в школе. Ребе­нок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразде­лимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание вни­мания волевым усилием. Поэтому для будущих перво­классников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере разви­тия отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различ­ным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может за­помнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании опреде­ленных зон головного мозга. Для детей более естествен­но запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном воз­расте – одно из направлений умственного развития. Бы­строе выделение информативных свойств в предмете спо­собствует его эффективному опознанию. Восприятие со­четается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ре­бенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существен­ных признаков предмета; синтезирование различных при­знаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель: развитие преднамеренного запоминания и при­поминания, долговременной памяти.

Описание задания. В течение 5 с. показывается таблицу с изображением четырех фигур, затем таблица с изоб­ражением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

7. «Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Педагог показывает ребенку лю­бую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Педагог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картин­ке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

8.«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: десять небольших игру­шечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ре­бенком на столе в один ряд. Педагог предлагает ребен­ку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а педагог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивает­ся и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра прово­дится 5-6 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5)  шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают кар­точки. Педагог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяс­нить правильный ответ на примере первой карточки. (Са­пог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

Цель: развитие способности выделять свойства пред­метов; развитие логического мышления.

Дидактический материал: таз с водой; пустой фла­кон и флакон, заполненный песком; теннисный и ме­таллический шарики; деревянный брусок и камень; бу­мажный лист и стакан.

Описание задания. Ребенку показывают пустой фла­кон и флакон, заполненный песком, и предлагают опре­делить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», по­тому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шари­ки и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревян­ным бруском и камнем. Затем ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.

Учитель-дефектолог Киприянова Н.В.




Рекомендации по организации общения с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью


Дети с задержкой психического развития (ЗПР) воспринимают новую информацию дольше, чем другие. Поэтому нужно создавать определенные педагогические условия:
      сложную инструкцию нужно разбить на части;
      излагая новый материал, следует рассказывать все «по шагам». Если нужно, используйте иллюстрации. Будьте готовы повторить несколько раз;
      при развитии произвольного внимания необходимо широко использовать приемы его активизации (сюрпризные моменты, разные игровые приемы);
      при предъявлении нового задания попросите ребенка повторить инструкцию. Следует похвалить его, если он ответил правильно;
      нужно помнить о замедленности восприятия ребенка, дать ему время для обдумывания, рассматривания картинки. Однако следует активизировать ребенка (например, вместе рассматривать изображение);
      важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, в книге (давай вместе смотреть сверху вниз, слева направо читать);
      внимание ребенка с ЗПР нарушено, поэтому нужно учить ребенка распределять внимание («Слушай, а теперь пиши. Прочитай, а теперь ответь»);
      нужно вовлекать ребенка с ЗПР в постепенное общение со сверстниками, коллективные мероприятия.
Рекомендации по организации общения ребенка с нарушением речи

• Развитие речи во многом зависит от того, насколько ребенок хорошо Вас понимает. Проверьте, пожалуйста, ясны ли ему Ваши инструкции.
Для «погружения» ребенка в процесс восприятия, понимания речи и формирования собственной речи во время проведения занятий важно научить его концентрировать внимание. Нужно, чтобы он видел лицо педагога (глаза, губы). С этой целью мы предлагаем использовать инструкции: «Посмотри на меня. Посмотри на мои губы».
Продумайте серию вопросов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да», «нет», затем вопросы усложняются и даются в виде тестов.
Используйте физкультминутки для развития речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).
Применяйте метод сопряженной речи — вместе с педагогом ребенок произносит слог, слово и т.д.
Уделяйте внимание использованию невербальных средств общения: жестов, мимики, интонации, ведь замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться и в то же время о несформированности порождения речи. Поэтому мы предлагаем использовать пиктограммы, символы, которые помогут осуществить высказывание ребенка. Символы можно придумать самим. Мы предлагаем примерные варианты (см. рисунок).
Поощряйте речевую активность и реакцию ребенка в любом случае: как с правильным, так и неправильным звуковым оформлением. Пусть первые его ответы — всего лишь непонятные, разрозненные слова, но они дают возможность ребенку общаться речевыми средствами.

Рекомендации по организации общения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Для установления контакта следует использовать «приманку» к занятию — предмет, обладающий для ребенка высокой привлекательностью.
Нужно ослаблять фиксацию внимания ребенка на моменте общения. Действия педагога, инструкции осуществляются как бы между прочим, нечаянно. Педагог должен комментировать все свои действия и оречевлять действия ребенка.
На первых порах ребенок должен получать языковые шаблоны (штампы). Усвоенные речевые формы нужно обязательно закреплять.
Следует использовать ритмически организованную речь, виды занятий с использованием ритма (например, отхлопывание слова).
Полезно использовать жесты, обозначающие звуки речи (элементы фонетической ритмики), пропевать звуки.
Важно учитывать интересы ребенка.
В процессе диалога на занятии в качестве ответа можно предложить ребенку использовать фотографии, картинку, печатание ответа, рисунок.


Источник: Танцюра С.Ю., Кононова С.И.
Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий