Учитель-дефектолог
Киприянова Н.В.
Рекомендации по организации общения
с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью
Дети
с задержкой психического развития (ЗПР) воспринимают новую информацию дольше,
чем другие. Поэтому нужно создавать определенные педагогические условия:
— сложную инструкцию нужно разбить на части;
— излагая новый материал, следует
рассказывать все «по шагам». Если нужно, используйте иллюстрации. Будьте готовы
повторить несколько раз;
— при развитии произвольного внимания
необходимо широко использовать приемы его активизации (сюрпризные моменты,
разные игровые приемы);
— при предъявлении нового задания попросите
ребенка повторить инструкцию. Следует похвалить его, если он ответил правильно;
— нужно помнить о замедленности восприятия
ребенка, дать ему время для обдумывания, рассматривания картинки. Однако
следует активизировать ребенка (например, вместе рассматривать изображение);
— важно учить ребенка ориентироваться в
пространстве, в книге (давай вместе смотреть сверху вниз, слева направо
читать);
— внимание ребенка с ЗПР нарушено, поэтому
нужно учить ребенка распределять внимание («Слушай, а теперь пиши. Прочитай, а
теперь ответь»);
— нужно вовлекать ребенка с ЗПР в
постепенное общение со сверстниками, коллективные мероприятия.
Рекомендации по организации общения
ребенка с нарушением речи
•
Развитие речи во многом зависит от того, насколько ребенок хорошо Вас понимает.
Проверьте, пожалуйста, ясны ли ему Ваши инструкции.
• Для «погружения» ребенка в процесс восприятия,
понимания речи и формирования собственной речи во время проведения занятий
важно научить его концентрировать внимание. Нужно, чтобы он видел лицо педагога
(глаза, губы). С этой целью мы предлагаем использовать инструкции: «Посмотри на
меня. Посмотри на мои губы».
• Продумайте серию вопросов с выделенной
эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего
два варианта ответов — «да», «нет», затем вопросы усложняются и даются в виде
тестов.
• Используйте физкультминутки для развития
речевого дыхания, мелкой моторики (пальчиковые игры).
• Применяйте метод сопряженной речи — вместе с
педагогом ребенок произносит слог, слово и т.д.
• Уделяйте внимание использованию невербальных
средств общения: жестов, мимики, интонации, ведь замена слов адекватными
жестами свидетельствует о желании общаться и в то же время о несформированности
порождения речи. Поэтому мы предлагаем использовать пиктограммы, символы,
которые помогут осуществить высказывание ребенка. Символы можно придумать
самим. Мы предлагаем примерные варианты (см. рисунок).
• Поощряйте речевую активность и реакцию ребенка
в любом случае: как с правильным, так и неправильным звуковым оформлением.
Пусть первые его ответы — всего лишь непонятные, разрозненные слова, но они
дают возможность ребенку общаться речевыми средствами.
Рекомендации
по организации общения ребенка с нарушениями эмоционально-волевой сферы
• Для установления контакта следует использовать
«приманку» к занятию — предмет, обладающий для ребенка высокой
привлекательностью.
• Нужно ослаблять фиксацию внимания ребенка на
моменте общения. Действия педагога, инструкции осуществляются как бы между
прочим, нечаянно. Педагог должен комментировать все свои действия и оречевлять
действия ребенка.
• На первых порах ребенок должен получать
языковые шаблоны (штампы). Усвоенные речевые формы нужно обязательно
закреплять.
• Следует использовать ритмически организованную
речь, виды занятий с использованием ритма (например, отхлопывание слова).
• Полезно использовать жесты, обозначающие звуки
речи (элементы фонетической ритмики), пропевать звуки.
• Важно учитывать интересы ребенка.
• В процессе диалога на занятии в качестве ответа
можно предложить ребенку использовать фотографии, картинку, печатание ответа,
рисунок.
Источник:
Танцюра С.Ю., Кононова С.И.
Индивидуальная
образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. — М.:
ТЦ Сфера, 2019. — 64 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий