ПРОБЛЕМА "КНУТА И ПРЯНИКА" В ВОСПИТАНИИ
Наказание
порождает страх! Отсюда видимость того, что наказание принесло желаемый
эффект. После наказания у ребёнка можно заметить ответную реакцию: желание
свести счёты с обидчиками (мама, папа, сестра...) разными способами:
дразнит, плохо учится, портит вещи, убегает из дома, забывает о домашних
обязанностях. При этом ребёнок уже не думает о последствиях своего поведения,
не извлекает для себя урока.
Наказывая, вы подменяете внутренний
контроль ребенка за своим поведением необходимостью контроля со стороны.
Ребёнок становится зависимым сейчас от взрослого, а потом станет зависимым от
начальника, полиции, мужа/жены.
Побочные эффекты наказания:
■
занижение чувства собственного достоинства,
■
поведение, продиктованное чувством страха,
■
чувство обиды на любимого человека,
■
укрепление веры в действенность методов с позиции
силы,
■
недоверчивость и поэтому ложь, как способ
ухода от наказания.
Лучшей заменой классического наказания
будет логическое следствие проступка. Например, «Петя сломал машинку. Ай,
как жалко, нет теперь у него машинки!» (и все! Новая машинка, естественно,
сразу не покупается. «Сам себя наказал»). Или условно логическое следствие:
«Если мы не позанимаемся по заданию логопеда, мы не сможем поехать к бабушке,
потому что она спросит и расстроится!» (Т.е. следствие «притягивается» по
смыслу к проступку, и ребенок предупреждается об этом заранее. «У тебя есть
выбор»).
Подарки, как поощрения, неэффективны!
Они также создают зависимость поведения ребенка от внешних факторов и неизменно приводят к обратному результату. Дети начинают стремиться получить побольше подарков вместо того, чтобы приносить какую-то пользу другим или себе. Такие поощрения препятствуют развитию в ребёнке внутреннего чувства уверенности в себе и удовлетворения от личной инициативы.
Стоит сказать, что исключения из этих
постулатов возможны. Особо тяжкий проступок или сверхуспех вполне могут быть
одноразово «награждены». В силу исключительности события это запомнится на
всю жизнь и станет хорошим уроком. Вот только почувствовать, когда это нужно
сделать, может только родитель, который до этого имел высокую осознанность
воспитания и тесную взаимосвязь с ребенком...
Что воспитывать в детях?
Важно научить ребёнка брать на себя всю
ответственность за достижение положительных результатов своих действий. Это
помогает детям осознавать правильность (или неправильность!) собственного
выбора.
Если внутренний контроль за своим поведением
становится для ребёнка главным, это способствует развитию чувства
собственного достоинства и выработке правильной самооценки. Т.е. главная
задача истинного воспитания: перевод внешнего способа контроля во внутренний
(так называемый процесс интериоризации). Ребёнок должен принять внешние,
сначала «чужие» правила и сделать их « личными », внутренними. А это может
происходить только на положительном (или хотя-бы нейтральном!)
эмоциональном фоне, т.е. не на фоне наказания и принуждения, а на фоне
похвалы, одобрения, демонстрации правильного образца поведения.
Плохое поведение ребёнка — это всегда
информация К размышлению, а не повод для немедленного реагирования по типу:
«Ты плохой — за это будешь наказан». Дети ведут себя плохо, когда они ощущают
своё бессилие и неуверенность в себе, а также, когда мы подавляем их
собственное начало или даём почувствовать их «никудышность».
Нет смысла наказывать ребёнка, который и так
чувствует неуверенность в своих силах.
Помните: дети вступают в этот мир, будучи в
очень невыгодном положении. Во-первых, они гораздо меньше взрослых и полностью
зависят от них, во-вторых, общество не замечает их истинных, нераскрытых способностей.
И при этом дети ведут борьбу за равноправие! Задача родителей заключается в
том, чтобы дать правильное направление беспомощным и зависимым детям, а также
помочь им осознать, что они могут стать уверенными в себе и уметь действовать
самостоятельно.
Достижение этой цели не зависит от наших
добрых намерений. А зависит от того, как наш ребёнок воспринимает себя и
окружающий мир, какой пример подают ему взрослые. И о себе
ребёнок узнаёт только из слов и отношения к нему
близких. Он такой, каким видят его окружающие.
Ребёнок всегда следит за реакцией родителей
на своё поведение, чтобы знать, как вести себя дальше. Поэтому вот примеры действий взрослых и выводов, которые дети
делают из них:
■
грубое, несправедливое наказание — его ребёнок
воспринимает, как сообщение «Ты плохой!».
■
частые наказания — идёт снижение самооценки.
Один вывод «Я плохой— ну и буду плохим», другой вывод «Чтобы стать хорошим,
надо себя наказать» , отсюда — следствие: самоагрессия, неврозы.
■
частая критика ошибок — негласное сообщение «
Ты не можешь!». Отсюда вывод « Ну и не буду!».
■
игнорирование — «Мне нет дела до тебя», «Ты не
любим».
■
телесные наказания — демонстрация силы и права
сильного. Вывод «Можно и нужно бить».
■
сочувствие «принятие» (НО не потакание!) эмоций
и желаний ребёнка: «Я тебя люблю. Хочу помочь тебе стать лучше» — вывод «Со
мной все в порядке ».
частые уступки и потакание желаниям ребёнка — «Я могу все получить, что хочу, стараться не надо».
Жихарева Ю.Б. "Практические рекомендации для родителей и специалистов по воспитанию, развитию и коррекции детей"
Как развивать
самостоятельность
1.
Позвольте детям делать выбор («Ты хочешь
надеть серые брюки или синие? »).
2.
Показывайте уважение к усилиям ребёнка, не торопитесь
помогать (пытается завязать шнурки: «Завязывание шнурков требует сложной
работы пальцев. Вижу, ты очень стараешься! Показать тебе ещё раз?») На помощь
лучше приходить или по просьбе ребенка, или после вопроса: «Тебе надо
помочь?»
3.
Не задавайте слишком много вопросов (сын
вернулся из лагеря: «Ты выглядишь повзрослевшим и отдохнувшим!»).
4.
Не спешите отвечать на вопросы: перефразируйте
вопрос и задайте его самому ребёнку или предложите подумать вместе («Почему
бабушка так часто приезжает к нам? — Ты удивляешься, что бабушка приезжает?
Давай подумаем: зачем родной человек может приезжать к детям и внукам?»).
5.
Предложите ребёнку искать источники информации
вне дома («Я хочу съесть все конфеты! — Завтра мы будем у стоматолога и
спросим, сколько конфет можно есть.»)
6.
Не лишайте ребёнка надежды («Я хочу стать
актрисой! — Значит, ты подумываешь о карьере актрисы? »)
Дополнительные способы поощрить
самостоятельность:
1.
Позвольте детям владеть своим собственным
телом (воздержитесь от поправления чёлки, поправления воротничка, не
запрещайте бегать/прыгать и т.п.)
2.
Не вмешивайтесь в детали жизни детей, особенно
в виде критики и указаний («Сиди прямо, когда делаешь уроки... Застегни
манжеты. Это выглядит неряшливо...» и т.й.)
3.
Не обсуждайте ребёнка в его присутствии, даже
если он ещё маленький («Не обращайте на него внимание. Он пока стесняется.»
То же самое можно сделать незаметно или заранее).
4.
Позвольте ребёнку самому ответить («Лизе
нравится ходить в детский сад? — Лиза может сама сказать. Она одна знает.»)
5.
Проявите уважение к окончательной « готовности
» ребёнка (дочка хочет принять ванну как «большая» — «В ближайшие дни
примешь ванну, как мама или папа.»)
6.
Остерегайтесь слишком часто говорить «нет».
Альтернатива слову «нет»
1.
Предоставьте информацию (исключите «нет»: «Я
пойду к Вике поиграть? — Через пять минут будем ужинать.»)
2.
Признайте чувства («Я не хочу идти домой! (из
зоопарка)— Сложно уходить оттуда, где так интересно.»)
3.
Опишите проблему («Мама, давай поиграем! — С
удовольствием бы поиграла. Только мне надо сначала приготовитьобед.»)
4.
Там, где возможно, замените «нет» на «да» («Мы
пойдём гулять на площадку? —Да, сразу после завтрака.»)
5.
Дайте себе время подумать ( «Я могу остаться с
ночёвкой у Даши? — Дай подумать»)
Жихарева
Ю.Б. Практические рекомендации для специалистов и родителей по воспитанию,
развитию и коррекции детей.
Скоро в школу
Консультация для родителей
Совсем скоро наступит то время, когда ребята впервые переступят школьный порог. Это важное событие в жизни ребёнка, серьёзный и, безусловно, непростой с психологической точки зрения, шаг на пути к взрослению.
Как облегчить ему адаптационный период и как помочь в начале путешествия в мир знаний?
Вот несколько простых советов, которые помогут родителям это сделать.
Многие дети дошкольного возраста даже не имеют представления о том, что такое режим дня и почему он важен. А теперь представьте, что вашему чаду, которое встаёт по утрам не раньше десяти, вдруг понадобится каждый день просыпаться в семь. Капризы и слёзы ещё полбеды, ребёнок будет вялым и невнимательным на занятиях. В последний месяц лета постарайтесь приучить будущего школьника вставать и ложиться в одно и то же время (желательно пораньше). Это дисциплинирует и подготовит к переходу на новый школьный режим.
Не перегружать
Не стоит отправлять ребёнка в музыкальную школу или на кружки вместе с поступлением в первый класс. Если маленький ученик не сможет после занятий погулять, отдохнуть и спокойно, без спешки, выучить уроки, есть вероятность, что он слишком перенервничает и даже заболеет. Каждому ребёнку требуется разное время, чтобы привыкнуть к школе и домашним заданиям, но уже ко второму классу малыши обычно полностью адаптируются и готовы заниматься ещё чем-то.
Дети 6-7 лет в состоянии фокусировать внимание на чём-то одном примерно в течение 15 минут. Это нужно помнить родителям, которые в первое время будут вместе с ребёнком готовить уроки дома. Через каждые четверть часа обязателен перерыв, на котором можно маленькому школьнику побегать, попрыгать, подурачиться. А вот телевизор и компьютер на это время лучше исключить: глаза ребёнка и так испытывают непривычную нагрузку, им нужно больше отдыхать. Кстати, во время перерыва полезно сделать зрительную гимнастику: попросить ребёнка посмотреть сначала на какой-то предмет, расположенный совсем близко, а затем – на что-то отдалённое за окном. Такое упражнение отлично расслабляет глаза.
Первоклассники впервые сталкиваются с необходимостью пробыть несколько часов в одной обуви, ведь в школе нужно выглядеть опрятно и строго. Именно поэтому нужно внимательно относиться к выбору туфелек и ботинок. Длина следа обязательно должна быть больше длины стопы, в носочной части непременно нужно оставлять 10 мм свободного места. Небольшой каблучок также важен, так как обувь на абсолютно плоской подошве может негативно влиять на развитие детской ноги. Детям 8-12 лет рекомендуется покупать туфли с каблуком не ниже 20 мм. Выбор удобной одежды для первоклассника – тоже важная задача для родителей. Тем более, в некоторых школах введена форма. Наиболее подходящими тканями для комфортной носки являются натуральный хлопок, а в холодное время года – шерсть. Все искусственные материалы нужно по возможности исключить, потому что они не дадут коже ребёнка дышать, нарушат теплообмен и будут провоцировать возникновение негативных эмоций.
Литература: журнал «Мы растём» № 25
СИНДРОМ СЕРЕБРЯНОЙ ЛОЖКИ:
МЫ ДАЛИ РЕБЕНКУ ВСЁ, А ОН НЕ СЧАСТЛИВ
Не так давно начавшаяся на Youtube волна под названием «Распаковка» сводит с
ума и детей и родителей. Барби-балерина, костюм феи, набор детской косметики,
говорящая лошадка-пони, раскраска — вот лишь небольшой список того, что может
получить один ребенок. На один праздник! И даже не всегда в честь праздника.
Маленькие принцы и принцессы могут регулярно просто так находить утром у
изголовья своей кроватки целые горы игрушек.
Люди, работающие в социальных службах, давно говорят о том, что воспитанникам
интернатов нужны не подарки от спонсоров, а значимый взрослый, наставник,
который будет регулярно следить за судьбой ребенка и участвовать в его
развитии.
А вот о синдроме серебряной ложки у детей, которые живут в семьях, никто
особенно не рассказывает. Причем этот синдром проявляется не только у детей,
чьи мамы и папы зарабатывают миллионы. Подарки, не соответствующие уровню
достатка, делают своим детям практические все современные родители.
Первая книга о преодолении синдрома серебряной ложки — «Наши бедные/богатые
дети» психолога Марины Мелия. Автор рассказывает, какие же «подарки» мы на
самом деле делаем ребенку, ни в чем ему не отказывая.
1. Ситуация: покупка по первому требованию
Настоящий «подарок»: неумение ждать
Фрустрация — состояние человека, который не смог удовлетворить свое желание.
Ребенку опыт неудовлетворенности совершенно необходим: он должен понять, что
его прихоти не будут исполняться всегда и всеми. Если никто ни в чем никогда
ему не отказывал, если он никогда не переживал фрустрацию, он не развивается
как личность.
Когда дети получают все «просто так», они не чувствуют взаимосвязи между
собственными усилиями и успехом. Они не способны представить себе далекие цели,
отодвинутые на неделю, месяц, год. Фантазировать, воображать себя актрисой,
срывающей аплодисменты, или руководителем огромной компании, отдающим
распоряжения направо и налево, они могут, а предпринять что-нибудь для
осуществления своей мечты — нет.
2. Ситуация: «Хочешь Барби с розовыми волосами? Я достану ее из-под
земли!»
Настоящий «подарок»: дофаминовая петля
Ученые провели массу исследований, чтобы выяснить, почему мы, скажем,
бесконечно прокручиваем френдленту в социальных сетях, снова и снова делаем
ставки в казино, бегаем по магазинам, скупая что ни попадя, или часами смотрим
сериалы. Оказалось, во всем виноват нейромедиатор дофамин.
Мы на собственном опыте знаем, что такое попасть в дофаминовую петлю. Часто,
достигнув желаемого, мы даже не получаем удовольствия, к которому так
стремились, а напротив — испытываем чувство опустошения. Дофамин не приносит
удовольствия, его назначение — заставлять нас предвкушать и продолжать попытки
получить то, чего мы так страстно желали, поэтому мы не можем
остановиться.
3. Ситуация: «Мы понимаем, что эта игрушка с витрины не продается, но ребенок
очень просит. Я готов заплатить»
Настоящий «подарок»: инфантильность
На Женевском автосалоне молодой человек увидел новую модель, и у него мгновенно
вспыхнуло желание: «Хочу!» Когда ему сообщили, что это концепт-кар и он не
продается, молодой человек впал в ярость, устроил скандал и даже ударил одного
из сдерживавших его приятелей. В таком состоянии он мог бы совершить и
настоящее преступление. С автосалона его выводили полицейские.
Позже, сидя с друзьями в ресторане, он так и не смог объяснить, зачем ему эта
машина. В его поведении не было никакой логики, только мощная, неуправляемая,
импульсивная реакция на яркий раздражитель — «хочу то, что вижу, и прямо
сейчас».
Почему 25-летний человек ведет себя как трехлетний ребенок, которому не купили
игрушку? Потому что он всегда получал все, что хотел, — без каких-либо условий,
отсрочек, ссылок на обстоятельства. И став взрослым, он даже мысли не
допускает, что его «хочу» не будет сразу же удовлетворено. В этот момент весь
мир для него сужается до конкретной вещи, как будто от нее зависит его
жизнь.
4. Ситуация: «Мы всегда покупали тебе все, что угодно, но с нас хватит! Зачем
тебе столько игрушек?»
Настоящий «подарок»: суицидальные наклонности
Нередко избалованные дети, сталкиваясь с отказом, начинают шантажировать
родителей, а иногда шантаж переходит в демонстративные попытки суицида: «Вот
тогда вы поплачете, пожалеете, что не купили, не дали».
Так, пятнадцатилетняя девочка, дочь преуспевающего финансиста, живущая в
прекрасных условиях, выпила огромную дозу снотворного из-за того, что родители
не купили ей очередное платье. Она увидела в интернете Викторию Бекхэм в
роскошном наряде и захотела такой же, причем к субботе, чтобы надеть на день
рождения подруги. Родители на этот раз отмахнулись от ее требований: «У тебя в
шкафу штук двадцать ненадеванных». Она обиделась и, хлопнув дверью, ушла в свою
комнату. А через два часа ее обнаружили глотающей уже вторую упаковку
таблеток.
5. Ситуация: время, потраченное на общение с ребенком
Настоящий подарок: умение любить, ценить чужой труд, понимать другого,
добиваться своей цели
Я иногда даю клиентам такое задание: посчитайте, сколько времени вы проводите в
непосредственном контакте с ребенком. Не тогда, когда всей семьей идете в
ресторан, а он сидит за столом, уткнувшись в свой планшет. И не в театре, когда
вместе смотрите на сцену. И не за завтраком, когда вы между делом бросаете:
«Ну, как в школе?» — и, не дослушав ответ, тут же убегаете по своим делам. Я
имею в виду только те случаи, когда вы садитесь рядом и разговариваете, слушаете,
что-то эмоционально обсуждаете.
Результаты поражают: оказывается, одни общаются с ребенком всего несколько
минут в день, а порой не разговаривают вовсе, а у других общение сводится к
вручению очередного дежурного подарка, походу в ресторан или на светское
мероприятие.
ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПРОБЛЕМА "КНУТА И ПРЯНИКА" В ВОСПИТАНИИ
Как развивать
самостоятельность 1.
Позвольте детям делать выбор («Ты хочешь
надеть серые брюки или синие? »). 2.
Показывайте уважение к усилиям ребёнка, не торопитесь
помогать (пытается завязать шнурки: «Завязывание шнурков требует сложной
работы пальцев. Вижу, ты очень стараешься! Показать тебе ещё раз?») На помощь
лучше приходить или по просьбе ребенка, или после вопроса: «Тебе надо
помочь?» 3.
Не задавайте слишком много вопросов (сын
вернулся из лагеря: «Ты выглядишь повзрослевшим и отдохнувшим!»). 4.
Не спешите отвечать на вопросы: перефразируйте
вопрос и задайте его самому ребёнку или предложите подумать вместе («Почему
бабушка так часто приезжает к нам? — Ты удивляешься, что бабушка приезжает?
Давай подумаем: зачем родной человек может приезжать к детям и внукам?»). 5.
Предложите ребёнку искать источники информации
вне дома («Я хочу съесть все конфеты! — Завтра мы будем у стоматолога и
спросим, сколько конфет можно есть.») 6.
Не лишайте ребёнка надежды («Я хочу стать
актрисой! — Значит, ты подумываешь о карьере актрисы? ») Дополнительные способы поощрить
самостоятельность: 1.
Позвольте детям владеть своим собственным
телом (воздержитесь от поправления чёлки, поправления воротничка, не
запрещайте бегать/прыгать и т.п.) 2.
Не вмешивайтесь в детали жизни детей, особенно
в виде критики и указаний («Сиди прямо, когда делаешь уроки... Застегни
манжеты. Это выглядит неряшливо...» и т.й.) 3.
Не обсуждайте ребёнка в его присутствии, даже
если он ещё маленький («Не обращайте на него внимание. Он пока стесняется.»
То же самое можно сделать незаметно или заранее). 4.
Позвольте ребёнку самому ответить («Лизе
нравится ходить в детский сад? — Лиза может сама сказать. Она одна знает.»)
|

Какие виды зимнего спорта существуют?

- Спортивное ориентирование;
- Двоеборье;
- Прыжки с трамплина;
- Лыжные гонки;
- Скоростной спуск;
- Слалом (тот же скоростной спуск, только с препятствиями).
Лыжный спорт для детей

- Правильное формирование дыхания;
- Закаливание;
- Развитие вестибулярного аппарата;
- Укрепление сердечно-сосудистой системы;
- Повышение выносливости работоспособности и тонуса организма;
- Развитие мышц ног и укрепление пресса.
- Сноубординг для детей
- Развитие сердечно-сосудистой системы;
- Развитие дыхательной системы;
- Улучшение обмена веществ;
- Укрепление икроножных мышц и квадрицепсов;
- Улучшение чувства равновесия;
- Развитие координации движений;
- Укрепление брюшного пресса.
- Повышенная хрупкость костей;
- Астма.
Санный спорт
Хоккей для детей

- Проблемы соединительной ткани;
- Болезни опорно-двигательного аппарата;
- Проблемы сердечно-сосудистой системы.
Фигурное катание для детей

- Развитие равновесия и ловкости;
- Укрепление мышц ног;
- Улучшение обмена веществ;
- Улучшение деятельности органов кровообращения;
- Закаливание;
- Улучшение терморегуляционных процессов;
- Развитие артистизма и музыкального слуха.
- Близорукость;
- Астма;
- Болезни легких;
- Нарушения опорно-двигательной системы;
- Травмы головы;
- Болезни почек;
- Болезни кровообращения.
Зимние виды спорта и здоровье ребенка
- Один из самых жирных плюсов – сочетание тренировок и закаливания. Лыжные прогулки на свежем воздухе, происходящие при минусовой температуре, и катание на коньках под открытым небом – это воздействие холода в процессе всего занятия. А, следовательно, (при условии регулярных тренировок) повышение устойчивости организма ребенка к простудным хворям и укрепление иммунитета.
- Тренировка в зимнем лесу кратно повышает пользу от занятий спортом. Лесной воздух (тем более воздух хвойного леса) насыщен фитонцидами. Данные летучие вещества оказывают губительные для многих болезнетворных бактерий.
- Также к плюсам зимних видов спорта можно отнести насыщение мозга кислородом, формирование мышечного корсета, приобретение устойчивости к перепадам температур и выработку гормонов счастья, эндорфинов, которые, в свою очередь, лучшие помощники в борьбе с любыми болезнями.
На заметку родителям
- Вы решили приобрести ребенку горные лыжи, или поставить его на коньки? В первую очередь, следует озадачиться поиском правильной экипировки, грамотного тренера и позаботиться о необходимой защите. Ведь главное на начальном этапе занятий – избежать серьезных травм и не отбить у ребенка желание заниматься спортом. Инструктора лучше выбирать специально подготовленного для обучения детей, а в комплект экипировки должна входить специальная защита для детского неокрепшего позвоночника, спасающая от травм при неудачных падениях.
- И, конечно, нельзя забывать о таких необходимых в аптечке средствах, как эластичный бинт, пластыри, мазь от ушибов и растяжений, специальные очки от солнца с ультрафиолетовым фильтром и средства для защиты от обморожений.
- И третий важный момент – не перегибать палку в формировании смелой личности. Излишне пугая чадо травмами, нельзя вырастить достойного спортсмена и цельную личность. Но и помнить о простой осторожности тоже необходимо – риск должен быть всегда оправданным.
Весна. Картинки для детей:

Комментариев нет:
Отправить комментарий